Первые год – полтора этого письма я всё время извинялся в тексте за его качество. Сейчас это повторяется реже, но стыдное чувство остается, и я всё надеюсь, что будет время переписать всё по-человечески. Подводит и то, что все это приходит в виде устного текста, но я фиксирую его как письменный.
В каждом человеке есть чутьё на истину. Оно может быть развито или подавлено, может проявляться в разной степени в разных временах и условиях, но оно есть. Это как музыкальный слух, который часть этого чутья. В живом мире всё имеет свою форму и своё содержание, и чутьё на истину входит в это содержание, отраженное в форме. Неверно полагать, что чувство истины доступно только отдельным специализированным мудрецам, оно есть у всех с момента зачатия или раньше.
Хорошие музыканты больших оркестров настраивают свои инструменты без камертонов, камертон есть внутри каждого. Проблемы человека растут из отказа от собственного камертона. Камертон человека в значительной степени состоит из памяти – генетической, исторической. Отняв у миллионов память, большевики нанесли тотальный урон камертонам.
Главным и единственным признаком жизни является сама жизнь. Разобрав труп на молекулы, атомы и элементарные частицы, наука не находит в нём никакого камертона, не понимая, что он вшит в саму жизнь, а не в то, что рассматривается как её признаки. «А Бога ты там видел, сынок?», спрашивает старушка у Юрия Гагарина.
Потеря чутья на истину, всегда мнимая, рождает страх ошибки, результат которого – недоверие к себе, следование чужому мнению и чужим установкам. Это и есть лишение свободы, ибо она – следование своему камертону. Лишившись свободы, мы лишаемся и ответственности, в том числе ответственного поведения. Безответственность органично содержит в себе разгром чужих эталонов, круг замыкается, и мы имеем то, что имеем.
Когда Тропа говорит «будь самим собой», она имеет в виду ведение себя, исполнение (выполнение) себя и сохранение себя среди себе подобных, в сотрудничестве и взаимодействии с ними. Инвалиды чутья и слуха, изготовленные воспитателями и образованиями в большей степени, чем их отсутствием, отправляются к нам в поисках себя – не как исполнителя собственных прихотей, а как участника сознательной деятельности, происходящей в условиях, где без ответственного поведения не обойдешься. Порочный круг самопотерь, в которые загнаны дети, начинает работать в обратную сторону, возвращая потерянное и давая добротный материал для планирования судьбы, осознания общих ценностей и личных приоритетов среди них.
Если уверен в своей правоте – иди спокойно.
Взаимное отчуждение, привычное в школах, городах и больших поселках, ребята привозят с собой. Владеет оно всеми в разной степени, но на второй – третий день совместной жизни и работы начинает отчетливо мешать, его обнаруживают, на четвертый день – с ожесточением, а на пятый уже со смехом.
На пятый день появляется знаменитый тропяной синхрон при работе нескольких человек. Тропяной синхрон замечателен тем, что никто не повторяет действий автоматически, это невозможно и не нужно, но появляется осмысленная слаженность осмысленных движений, самых разных в одной и той же упряжке. Рождение синхрона видно на тропяных видеороликах:
R410 01 2, R410 72 14R410 90R410 10 031,R410 01 21,
а его совершенствование – на «СССР» («Самая Страшная Сумасшедшая Разведка»), «Обертоне» и «Была прочна палатка»: