Заметки до востребования Отрывок 306

В основе Тропы — ответственное поведение, доброжелательность, учтивость. В городских условиях существования трудно противостоять поведенческой диффузии. Целеполагания такой группы ограничены полями общения, но кроме мечты о всеобщем благоденствии и счастье вряд ли отягощены социальными и экологическими мотивами. Группа, созданная на протяжении учебного года, в городе уже весной проявит зернистость своей структуры, распадется на фракции, которые будут замучены растущими противоречиями и разницами в целеполагании, стилистике, эстетике и проч. Группа, создавшая себя в непосредственном контакте с природой, вполне может пережить диффузные явления, характерные для густого социума, если знает, что впереди у нее новые контакты с природой, включая консолидированное противостояние разрушительным силам природы и удовольствие от преодоления трудностей, от экологических реставрационных работ, от непрерывного пребывания в самоcозданной среде человеческих отношений. Город — искусственная ситуация, искажающая человека. Горы — естественная, восстанавливающая его. То же — с группой.

«Юра, почему у них всё так слаженно происходит? Ведь никто не руководит, не координирует, да и работают они молча».

Давайте еще раз вспомним — как мы расходимся с встречным прохожим на узкой дорожке. За несколько (десятков) шагов мы, иногда незаметно для себя, подаём ему сигнал «обойду справа» или «обойду слева». Или принимаем его сигнал и соглашаемся с ним тем, что не подаем настойчиво другого. Из таких сигналов состоит не только ходьба, но и жизнь среди людей вообще. Мы подаём сигналы и читаем без участия того, что называется сознанием. Сигналы бывают очень разные, у них разное назначение, они по-разному компонуются в тексты и многообразно взаимодействуют. На тех же служебных участках мозга, возможно, работает и боковое зрение, и фоновый слух, и скорочтение, и всякое другое, ибо никакие они не вспомогательные и не служебные, они — основные и гораздо больше заняты нашим поведением, чем менторские, подавляющие и регламентирующие подаппараты мозга. Именно эти «навигационные приборы» и формируют группу или человечество, оставляя заботы об Эго тем, кто этим занимается. Эго высокомерно поглядывает на них как на периферию, провинцию личности, но окажись без них — и погибнешь от одиночества в толпе.

Каждый с каждого непрерывно и привычно считывает эти сигналы и вот — взаимодействие готово, оно — не событие, оно естественно, как пищеварение или терморегуляция для Эго. На определенном этапе развития (группы) взаимодействия и сотрудничества в группе начинает интенсивнее трудиться предвидение, предчувствие, то состояние Дзен, когда «можно не выстрелить, но невозможно промахнуться», и это уже добыча не только коллективной навигации, но и достояние самого Эго, великого и ужасного.

То есть я хочу сказать: если ходьбу можно читать как содержательный информативный текст, то и всё остальное можно читать так же. Если цели деятельности достаточно меркантильны и не абстрактны, взаимодействовать будет проще, но удовлетворение будет меньше. Соответственно, если наоборот — то наоборот. Есть видеоролик, где ребята ставят лагерь для ночевки в многодневной разведке, там все сигналы и всё взаимодействие хорошо видно, смотри — не хочу.
Когда я был председателем МКК (маршрутно-квалификационная комиссия) на областной туристской станции и выпускал группы в походы, иногда было достаточно посмотреть как группа садится в городской автобус, чтобы не выпустить её в горный маршрут. Председатель МКК нес равную с руководителем группы ответственность за жизнь и здоровье детей, подписывая выпуск.
Поклон и великое Спасибо Игорю Радушинскому, одному из моих первых инструкторов, учившему опознавать группы, и Василию Пантелеевичу Голову, чуявшему свою группу спиной за десять вёрст. Тут вам и йога, и терапия аргентинским танго, и очень справная диагностика психосоматических проказ. И, конечно же, вся строевая подготовка советской пионерии — пантомимическое обстругивание мозгов.

Взаимные сигналы подают друг другу все живые существа. А уж деревья — вообще разговаривают тем, как они проводят через себя ветер. Другие деревья слышат особенности трепетного языка и корректируют жизнь с учетом полученной информации, передавая ее дальше, дальше. Свои знаки подаёт нам и движущееся неживое. Знаки бывают разными, самые оптимистичные и благородные — у паровозов и ручных швейных машин (тут только личный опыт, могу ошибаться).

Стриптиз я отнес бы к особым знаковым системам, акцентуированным, пониженным, коммерчески вынужденным. Ровно как и запакованность в черный цвет в одежде, но коммерция тут почти ни при чем, это сигналы самоограниченности от страха, это не мужские сигналы. Тут мы уже выползаем к цветовой (волновой) гамме знаков, поэтому остановимся на черном, это не цвет, а отсутствие цвета.
Опубликовано 26 октября 2018 года.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх