До 1991 страной владела какая-никакая, хоть завиральная, но – идея. В коммунистическую идеологию умещалось отношение к детям общества и государства, отраженное в лозунге «Всё лучшее – детям!».
Доверчивые граждане, которых вели по жизни лозунги, исполняли свою общественную любовь к детям самым натуральным и искренним образом, о чём сложены песни, поэмы и кинофильмы, например, «Добро пожаловать, или «Посторонним вход воспрещён»».
Отношение к Детству было важным маркером тогдашней политики и идеологии «вот-вот коммунизма». Партия устами своих вождей сказала, что дети у нас «привилегированный класс», и обществу в силу своих умственных и экономических возможностей приходилось это выполнять. На фоне природной родительской любви к собственным детям идеологическая надстройка про необходимость счастливого детства смотрелась не так уж плохо, детей любили не по приказу партии, а искренне и безоглядно.Даже самые «истинные ленинцы» находили для них хорошие слова и пытались защитить от растленного влияния Запада. Глупость пионерской организации, происходившая из ее единообразной всесоюзности, давала продохнуть: выполнив несколько обязательных ритуалов, пионеры могли заниматься многим, даже ходить под парусом, как свердловская «Каравелла».
Взаимоотношение общества с детьми на Западе было устроено несколько по-другому. Оно уверенно опиралось на родительскую любовь, а содержание детской жизни искало таким, какое принесло бы процветание обществу. Я не знаю, что такое процветание, но оно рассматривалось ими как выгода. Дети на Западе были и менее огосударствленными, и более одинокими, что имело разные свои стороны, включая независимое индивидуальное развитие и чахлость коллективизма с отсутствием коммуникаций со сверстниками. В странах «народной демократии», однако, всё то и это смешалось в кучу, какие-нибудь австро-венгерские дедушки-скауты не теряли своего значения, растворяясь в хриплых звуках горнов и барабанного боя под правую ногу, невнятности личных целей и задач и еще большей невнятности цели общественной.
Какому государству и для чего нужны дети? Я не нашел исследований на эту тему, видимо – просто не успел. Тип государства, особенности парадигмы власти должны влиять на ось «государство – дети», «государство – ребенок» и на общественное отношение к Детству.
Эй, кому нужно светлое будущее? Подходи…
На пионеров Северной Кореи смотреть очень грустно. Это наше несостоявшееся будущее, оно озадачивает своим холодом безликости и обреченной преданностью вождю.
Можно радоваться, что для нас такое не состоялось, но дети Северной Кореи виноваты в происходящем с ними не больше, чем все другие дети на Земле. «Эффект следования», знакомый всем зоологам и доведенный до исступления, не дает шансов на развитие личности, что очень важно для тоталитарных режимов. Качество человека в них определяется качеством следования вождю. Все, кто не умеет ходить в ногу в едином строю, объявляются уродами, социальными инвалидами, злостными нарушителями, посягающими на устои и скрепы.
Труднее всего приходится тем, которые умеют «все, как один», но не хотят. Их стирают в пыль, правильно понимая, что они будут торчками-диссидентами в любом возрасте и при любых обстоятельствах. В целях самосохранения такое государство, такая власть убивает своих национальных гениев, напрочь лишая всех остальных нравственной, интеллектуальной и духовной ориентации. Там, где все предопределено заранее, никакое творчество невозможно.
Тропа больше суммы своих частей.