Творить добро легко и приятно, это даже работой не назовешь, как бы трудна и тяжела ни была такая работа. Добро можно делать только по своему внутреннему побуждению, оно не может сотворяться заодно со всеми, или потому что «так положено».
В самом большом почете – физически трудная работа, на нее рвутся все. Без работы никто не останется, если только сам не захочет. Никто не просит причин, не осудит, мало ли почему у человека есть причины не поработать. И никто не спросит – какие это причины.
Лишить работы – значит наказать. Это допустимо, если и группа («круг»), и я согласны. Но если кто-то из нас кладет вето на решение о «разгрузке», её не будет.
Разгруженный не может выполнять никакой работы, во всем остальном все его права сохранены. Его жалеют дежурные и втихаря подсовывают кусок получше. Разгрузка длится от часа до нескольких дней, редко больше четырех. Группа полностью обслужит наказанного, сам он будет только чистить зубы, умываться, кушать. И – развлекаться сколько угодно. Весь невеликий развлекательный инвентарь в его полном распоряжении.
Земля – гостиница для наших душ, вполне командированных. Она размещает их в тех телах, которые умеет и может делать. Индукция, трансляция, проекция. Помнишь?
Порог отзывчивости на Тропе низок, качество отзыва – высоко. Глаза и руки ближнего всегда оказываются с тобой в трудную минуту. Причина – всегдашнее восприятие мира через «чужое» «я», сопереживание, заинтересованность в «чужом» благополучии не меньше, чем в собственном, ансамблевая самоорганизация эмоциональных полей.
Деревья разговаривают друг с другом шелестом листьев, изменением его особенностей. Множество каналов передачи информации существует и в группе помимо прямой речи в ее содержательной текстовой части.
Принято думать, что в каждом человеке сидит прищемленный мародер, что стоит только ослабить зажим, и разнузданная свобода этого мародера захлестнет мир. Это не так. Это справедливо для разобщенных людей, когда результат разобщенности стойко зашкаливает на протяжении долгого времени, отбрасывая человека обратно в животное. Вырастить, сберечь человеческое в человеке – это и есть «вырастить человека».
В нашей «социальной технологии» мы придавали значение внятности границ между разными сегментами сообщества. Границы всегда были внятными, но всегда при этом оставались условными, символическими, игровыми.
Тогда градус жестокости в стране был еще не так велик, и многие вещи казались невозможными по умолчанию. Умолчание возникало из гражданской этики и культуры, которые веками формировались в сельских и городских человеческих пластах. «Это нельзя делать», «Об этом нельзя думать», «Это нельзя чувствовать» – внутренние запреты, табу, сложившиеся веками и тысячелетиями, еще не встретили своих могильщиков, мечтающих о мониторе в форме замочной скважины.
Одиночное хождение запрещено. Ночной ход за пределам лагеря – только при чрезвычайных обстоятельствах, только с руководителем и никогда не меньше 4-х человек. Это бывает при транспортировке заболевшего или при поисковых работах.
Пару раз, помню, доставляли нужное лекарство из аптечки одного лагеря на другой.
Ночным ходом ходили и к нашему телескопу «Мицар», установленному в альпике, в то время, как лагерь стоял чуть ниже – в лесу.
Запретов на Тропе мало, и соблюдаются они легко, без сожаления, без протеста. Смысл каждого запрета понятен каждому. Нет запретов «на всякий случай» и «как бы чего не вышло». Нет и убитого времени. Нет пустых минут и секунд. Нет пустого ожидания следующего действия, так распространенного в школе, когда говорят:
– Пятый «б», построиться!
И потом все чего-то ждут, бездельничая и скучая. Тут все события идут «в стык», между ними нет унизительных зазоров. При этом переход от одного события к другому происходит легато, не рвется ни ткань жизни, ни личность, что важно для цельности обоих. Цельности, целостности, непрерывности. Эта непрерывность жизни и личности как процесса хорошо и быстро лечит кучу неврозов, связанных с внезапными остановками, осмысление такой непрерывности у меня использует те же мои ресурсы, что видеомонтаж, или режиссура спектакля, или музыкальная импровизация.
Надо заметить, что принудительных соединений времен и событий тоже нет, иногда надо дать/взять паузу, и она тоже становится важным событием в цепи событий.
Когда не разъятый мир принимает в себя не разъятую ткань жизни, нужно уже очень немного для того, чтобы быть здоровым.
Ничто так бездумно не рвет и не крошит жизнь, как школа, особенно – интернат. По сравнению с их разрушительной деятельностью ожидание лифта или автобуса, поезда в метро или хлеба в очереди выглядит невинными игрушками. Город все время рвет жизнь, заставляя человека попадать в ситуацию вынужденного ожидания. Это – самая питательная почва для неврозов, психозов и всякой психосоматики. Особенно – когда торопишься. «Дней порвалась…», «редеет облаков…»…
Непрерывность жизни и личности, естественность чередования событий и самих событий, ровный доброжелательный фон отношений, защищенность, баланс умственной и физической работы, чистота, умеренная пища, солнце, воздух и вода, свобода выбора, свобода совести и воли, – Тропа. Самоопределение, самостояние, самообслуживание, самоуправление. Социокультуро-природная, значит интеллектуальная система.
Начиналось всё с того, что я заметил приближение окончания цикла существования группы и стал думать как продлить ей жизнь. Распад группы начинается постепенно через 2-2,5 года после ее рождения вызреванием внутри крупнозернистых фракционных структур. Это часть группы, которая уже выросла из парадигмы двухлетней давности и теперь готова противопоставить себя тем, кто в ней еще находится. Я подумал, что это естественный процесс, мешать ему не надо, но его надо оформить: пусть уходят с почетом, пользуются уважением, чувствуют себя отцами и матерями подрастающего поколения, но пусть это поколение составляет смысловой костяк группы.
Так, туристская команда 346-й школы стала существовать непрерывно, плавно сменяя состав и оставаясь собой до 2005 года. «Старики» пользовались уважением и почетом, как-то один из них, будучи взрослым, приехал и поднялся на Тропу, поздоровался-обнялся, лёг навзничь у костра и пролежал неподвижно 20 минут, встал, вернув себе свои прежние глаза, поблагодарил, попрощался и уехал обратно за 2000 километров.
Это произвело на текущий состав большое впечатление, о том, как старик Макс приезжал на Тропу на 20 минут, вспоминали несколько лет.