БАЗОВАЯ ПРОГРАММА СОЛНЕЧНОЙ СТОРОНЫ

БАЗОВАЯ ПРОГРАММА СОЛНЕЧНОЙ СТОРОНЫ.

«Международное десятилетие культуры мира
и ненасилия для детей Земли»

Концепция программы «Россия-Солнечная Сторона Детства»

I. Преамбула

Организация Объединенных Наций провозгласила 2001-2010 годы Международным десятилетием культуры мира и ненасилия для детей Земли. В сентябре 2001 года специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН рассмотрит проблемы детства в современном мире и выполнение странами-членами ООН Конвенции по правам ребенка и других соответствующих документов, являющихся главным международным инструментом в решении проблем детства.

Общий социально-экономический кризис, который в настоящее время переживает Россия, повлек за собой тяжелые последствия для детского населения страны. За десятилетие, прошедшее со времени принятия мировым сообществом Конвенции по правам ребенка, положение детей в России ухудшилось практически по всем показателям: снижается рождаемость, растает заболеваемость и инвалидизация детей, катастрофически растет детская безнадзорность и социальное сиротство, детская преступность и наркомания, ухудшается материальное положение семей, воспитывающих детей. Россия к тому же проходит «пик» духовного кризиса, девальвации нравственных ценностей, их переоценки. Насаждаются стандарты потребительского общества, циничное отношение к духовным, нравственным сторонам жизни. Широкое распространение получили установки на внешние атрибуты богатства, успеха, торжествует апология безнравственности в политике, бизнесе, межличностных отношениях. В этой системе ребенок не является абсолютной ценностью, полноправным субъектом отношений, его интересами можно пожертвовать ради выгоды. Насилие в отношении ребенка воспринимается взрослыми как вынужденная мера (по иезуитскому принципу «цель оправдывает средства»), ребенок превращается в объект манипуляций родителей и чиновников. Психологическое и физическое насилие, пренебрежение собственными интересами ребенка становится нормой отношений и царит во всех общественных сферах: в семье, во дворе и на улице, в школе, в лечебных учреждениях, а особенно в интернатных и других специальных закрытых учреждениях. Состояние российского детства таково, что многие политики и политики и специалисты определяют его как «угрозу национальной безопасности».

Властные государственные структуры наращивают законотворчество и создание ведомственных образований, призванных помочь детям, однако законы остаются декларативными, а учреждения — малоэффективными. Российская общественность осознает всю тяжесть ситуации, поэтому правозащитники детства из неправительственных общественных организаций, таких как Российский Детский Фонд, программа «Право ребенка» и другие, в сотрудничестве со структурами ООН, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО поднимают свой голос в защиту прав детей.

Предлагаемые общественностью срочные меры по преодолению негативных тенденций ухудшения положения российского детства согласуются с рекомендациями Комитета ООН по правам ребенка, которые были адресованы России в 1993, а затем в 1999 годах, но, к сожалению, до сих пор не выполнены. Эти рекомендации касаются создания доступной для детей системы рассмотрения жалоб на жестокое обращение и других случаев нарушения их прав, ответственности и прозрачности органов исполнительной власти, развития альтернативных форм помощи детям с привлечением гражданского общества в духе культуры мира и ненасилия.
В этих условиях чрезвычайно важно обратиться к традициям благотворительности России, к российской философии гуманизма, к культуре России, давшей миру великого писателя и мыслителя – Льва Толстого. Опираясь на учение Толстого, Ганди, Швейцера сторонники ненасилия в России и в различных странах нашли путь реализации его как в действиях демократического протеста, так и в созидательных действиях для строительства гражданского общества. Учение о «непротивлении злу насилием» лежит в основе общественного движения «сопротивления злу путем ненасильственных гражданских действий», что является главным механизмом реализации политики культуры мира и ненасилия.

Россия активно накапливает опыт общественного движения в защиту прав детей, нарабатывает общественные формы преодоления дискриминации детей по физическим и психическим данным, борьбы с жестоким обращением с детьми. Институты гражданского общества в лице ведущих общественных организаций России проводят исследования состояния проблемы российского детства, делают эту информацию доступной российской и международной общественности, разрабатывают и внедряют в повседневную деятельность гуманные формы помощи детям и семьям в трудной жизненной ситуации, находят средства воздействия на развитие социальной политики государства в интересах детей.

Гуманистические идеи в педагогике, веками существующие в России, за последнее столетие обогатились массивным и уникальным опытом «педагогики сотрудничества» и «педагогики развития в единой социокультуроприродной среде», практической деятельностью детских педагогически ориентированных сообществ и движений помощи сверстникам, находящимся в трудной жизненной ситуации (В. Сорока – Росинский, В. Терский, И. Иванов, О. Газман, И. Демакова, В. Крапивин).

II. Цели и задачи

1. Объединение усилий гражданского сообщества в построении справедливого и мирного общества для детей России. Развитие общественного взаимодействия по теории и практике толерантности и ненасилия в защиту прав и интересов детей.

2. Правовое просвещение взрослых и детей по вопросам защиты прав ребенка. Привитие всем участникам общественного взаимодействия ценностей, знаний, типов поведения в отношении детей, которые отвергают насилие, способствуют предотвращению конфликтов на основе диалога и переговоров с учетом интересов ребенка.

3. Обеспечение общественного контроля за соблюдение прав ребенка во всех общественных сферах. Формирование Общественной палаты по контролю за соблюдением прав детей.

4. Поддержка ребенка в трудной жизненной ситуации, в кризисе или конфликте. Создание безопасных, свободных от насилия и дискриминации детских сред и сообществ. Активное побуждения их к поиску позитивных жизненных ценностей на основе принципов культуры мира и ненасилия.

5. Создание условий для полноценного развития детей с отклонениями в психо-физическом и интеллектуальном развитии, поведении. Обеспечение комплексной медико-психолого-педагогической и социально-правовой профилактической и лечебной помощи детям с отклонениями в развитии. Создание адаптивных и интегративных социально-педагогических сред для детей с отклонениями в развитии.

6. Содействие формированию доступного и открытого для всех категорий детей правозащитного и реабилитационного пространства в системе защиты прав детства. Поддержка инициатив детей и семей по расширению адаптационных возможностей детей.

7. Взаимодействие с детскими сообществами для их правового просвещения, обеспечение участия детей в глобальном движении в поддержку культуры мира и ненасилия.

8. Содействие формированию в России и мировом сообществе устойчивой морально-этической и нравственной ориентации на ненасилие и терпимость, взаимопонимание между народами и культуру мира.

В связи с этим целесообразно осуществить решение следующих задач:
•провести кампанию в поддержку десятилетия культуры мира и ненасилия;
•разработать программу действий по пропаганде и популяризации правовых знаний и этики ненасилия в среде подрастающего поколения;
•поддерживать идею альтернативного образования ЮНЕСКО путем использования программ правового обучения детей и взрослых, таких как «Школы общественного правозащитника детства», «Школы спасателей детей», «Детский адвокат» и др.;
•содействовать созданию Клубов и Центров ЮНЕСКО детской правозащитной направленности с участием детей;
•содействовать формированию коалиции среди неправительственных организаций, действующих в интересах детей;
•разработать программу коалиционных действий, включая практическое законотворчество и деятельность по общественному контролю за соблюдением законов в защиту прав и интересов ребенка для преодоления негативных тенденций развития российского детства;
•использовать современные формы коммуникаций, информационного общения и редакционно-издательской деятельности, способствующие формированию Культуры мира и ненасилия;
•создать информационно-просветительский и координационный центр, а также «линию доверия» с постоянной интерактивной связью для детей и специалистов, работающих с детьми, с использованием современных средств телекоммуникаций;
•оборудовать точки доступа детей и специалистов к ресурсам информационно-координационного центра в Клубах и Центрах ЮНЕСКО, других участников коалиции;
•содействовать государственной поддержке и ресурсному обеспечению правозащитной и реабилитационной деятельности детских сообществ и других гражданских инициатив в отношении детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, ситуации социального бедствия;
•провести исследования для обобщения опыта работы с детьми по формированию в детских сообществах принципов отвержения насилия; — подготовить и провести в 2001 году публичные слушания «Детство без насилия» в Центре социального партнерства (Москва).
•организовать курсы для молодежи по культуре общения и детские толстовские центры «Зеленая палочка» и «Муравейное братство», стационарные клубы по этике ненасилия;

III. Основные направления Программы

Разработка основных положений современной ФИЛОСОФИИ НЕНАСИЛИЯ на основе отдельной программы «Лев Толстой и мудрецы мира» (Будда, Сократ, Марк Аврелий, Франциск Ассизский, Кант, Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг, Альберт Швейцер).

Создание общественного Комитета по разработке СТРАТЕГИИ ОБЩЕСТВЕННОГО НЕНАСИЛИЯ с участием представителей Государственной Думы, Российской Академии наук, Академии педагогических наук, Министерства образования, Министерства культуры, Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Министерства по делам федераций и национальностей, Института гуманитарных коммуникаций, Государственного музея Л.Н.Толстого, Центра ЮНЕСКО «Культурное сотрудничество провинциальных городов мира».

Организация международных ассоциированных школ ЮНЕСКО по разрешению конфликтов и практике ненасильственных действий (пилотные школы молодежи), придание российским «Школам Л.Толстого», работающим по альтернативным методам обучения, статуса ассоциированных школ ЮНЕСКО.
Открытие клубов ЮНЕСКО, школьных и вузовских факультетов «муравейных братьев» в городах России
Активизация СМИ для популяризации ФИЛОСОФИИ И СТРАТЕГИИ НЕНАСИЛИЯ («Университет живого общения»: культура ненасилия и образования в Интернете; создание радиопередач для иновещания «Голос Толстого», телесериала «Толстой и мудрецы мира»), учреждение журнала «Лев Толстой в России и в мире» (вариант: «Лев Толстой: за и против»).

Разработка отдельной программы издательской деятельности философского наследия Л.Толстого и мудрецов мира.

Разработка отдельной программы культурно-образовательного и «конгрессного» туризма по толстовским местам и духовным центрам мира.

Создание на базе Клуба ЮНЕСКО «ТРОПА – СОЛНЕЧНАЯ СТОРОНА» действующей на долговременной основе комунникативной территории – Детской Деревни «Солнечная Сторона», реализующей конкретные совместные программы Ассоциации педагогически ориентированных Клубов ЮНЕСКО России «Солнечная Сторона»:
•проведение сборов, семинаров, конференций для детей и взрослых, работающих в действующих программах и создающих перспективные программы Ассоциации;
•привлечение и интеграция в Ассоциацию новых членов;
•привлечение к сотрудничеству с детьми в рамках Программы деятелей науки, искусства и культуры, общественных деятелей;
•осуществление экспериментальных проектов, новых социально – педагогических технологий, способствующих воспитанию детей в духе международного взаимопонимания и сотрудничества;
•постоянная реабилитационная работа с детьми, терпящими социальные, педагогические и нравственные бедствия;
•формирование и поддержка детских сообществ как социо-природо-культурных организмов, сочетающих в себе чувство ответственности свободного человека с выполнением коллективных обязанностей по распространению идеалов мира и ненасилия в интересах детей планеты;
•создание и функционирование основной круглогодичной деятельностной и комунникативной территории Ассоциации – Детской Деревни «Солнечная Сторона» для осуществления экспериментальных проектов, разработки и внедрению новых социально – педагогических технологий, способствующих воспитанию детей в духе взаимопонимания и сотрудничества, получению детьми и детскими сообществами навыков взаимопомощи, сотрудничества и взаимодействия в обычных и экстремальных условиях. Программы Детской Деревни «Солнечная Сторона»:

1. «Дети катастроф». Поддержка, реабилитация, особенно – когда необходима смена обстановки или предстоит обретение другой семьи;
2. «Россия Детей». Экологическая реставрация среды обитания;
3. «Доктор Лес». Социоприродная терапия, спортивная и трудовая деятельность детей, переживших насилие и жестокое обращение;
4. «Лесной Лоцман». Подготовка элитных проводников по горным маршрутам. Программа, выводящая детей в мирную профессию из милитаризованного стереотипа поведения особенно важна для детей из зон вооруженных конфликтов. Подпрограммой является «Детское разоружение» – добровольный отказ ребенка от атрибутов насилия и войн, в т. ч. игрушек, игр, фильмов и т. п.
5. «Милый, единственный, неповторимый». Профилактика детского суицида и поддержка детей, прошедших незавершенные суицидальные попытки;
6. «Исправленному – верить». Социальная адаптация и нравственное самоопределение воспитанников специальных школ для детей, требующих особых условий воспитания;
7. «Тропа». Прокладка и восстановление горных троп в труднопроходимых районах для спасательных служб;
8. «Гуманизация человеческой среды интернатных детских учреждений». Трансляция приобретенных гуманистических стереотипов группового поведения в среду учреждения пребывания;
9. «Семья плюс Я». Свободный взаимопоиск усыновителей (опекунов) и усыновляемых (дети 8 – 14 лет) в совместной трудовой и бытовой деятельности в полевых условиях;
10. «Любовь минус секс». Для детей, подвергшихся сексуальной эксплуатации, насилию, использованию в порноиндустрии;
11. «Ясли Гражданского Общества». Сфера социальных игр и социального творчества всех участников программ в контексте философии сотрудничества, взаимопомощи, толерантности, противления злу ненасилием;
12. «ДКС – Детский Комитет Самозащиты» – детское правозащитное Бюро, правовое просвещение, обучение консолидированным правозащитным действиям.
13. «Школа Спасателей». Программа ранней профессиональной ориентации на специальность «спасение детей во всех ситуациях и средах».
14. «Точка Доступа». Интернет как средство поддержки детских правозащитных сообществ, в том числе – в интернатных учреждениях.

IV. Международный аспект Программы

Установление творческих и деловых контактов с международными общественными и государственными центрами и институтами других стран по изучению и внедрению в практику теорий толерантности и ненасилия и использования их возможностей в создании универсальной, международной ФИЛОСОФИИ НЕНАСИЛИЯ:
Проведение ежегодной Международной конференции по проблемам Культуры мира и ненасилия в странах активной деятельности национальных федераций клубов ЮНЕСКО.

создание международных выставок и экспозиций по проблемам толерантности и этике ненасилия;
разработка отдельных программ сотрудничества с зарубежными институтами и культурными центрами, занимающимися распространением учений Мартина Лютера Кинга и Альберта Швейцера;
представление Программы на Европейском форуме клубов, центров, ассоциаций ЮНЕСКО (в феврале с.г.) в качестве ведущей программы, создаваемой Европейской федерацией клубов, центров и ассоциаций ЮНЕСКО, с последующим утверждением Проекта в качестве Международной программы ЮНЕСКО по ненасилию во Всемирной федерации клубов, центров и ассоциаций ЮНЕСКО;
привлечение Национальных федераций клубов ЮНЕСКО (в 120 странах) для совместной реализации Программы;
использование контактов Центра ЮНЕСКО в аккредитованных в Москве иностранных представительствах и посольствах для развития деловых контактов с атташе по культуре и культурными центрами в целях привлечения их к сотрудничеству в рамках программ по ненасилию.

V. Организационная структура

Создание на базе общественной организации Ассоциации Клубов ЮНЕСКО «Солнечная сторона» межрегионального центра в поддержку программы Федерации клубов ЮНЕСКО России «Культурное сотрудничество провинциальных городов мира» с основной программой «Солнечная сторона детства» в контексте программы ООН «Международное десятилетие культуры мира и ненасилия для детей Земли»;
в рамках Ассоциации Клубов ЮНЕСКО «Солнечная сторона» на базе Клуба ЮНЕСКО «Тропа» (г. Туапсе) открыть клуб последователей теории и практики толерантности и ненасилия в целях формирования групп детей и педагогов в поддержку деятельности и реализации Программы;
открытие на базе Клуба ЮНЕСКО «Достоинство ребенка» (Волгоград) информационно-координационного центра;
организация на базе Клуба ЮНЕСКО «Тропа» (г. Туапсе) круглогодичного социально – педагогического комплекса «Детская Деревня «Солнечная Сторона»;
открытие на базе Клуба ЮНЕСКО «Душа ребенка» (Волгоград) реабилитационного центра медико-психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии;

VI. Источники финансирования Программы

Организация получения Гранта Всемирной федерации клубов, центров, ассоциаций ЮНЕСКО на Международную Программу «Солнечная сторона детства» в контексте программы ООН «Международное десятилетие Культура мира и ненасилия для детей Земли»;
подготовка предложений в международные фонды в поддержку гуманитарных программ (Сороса, Гейтса, Эберта и др.) о поддержке Программы;
поиск спонсоров в России и за рубежом, заинтересованных в поддержке идей толерантности и ненасилия;
проработка в Государственной Думе вопроса государственного финансирования общественной Программы;
изыскание форм финансовой поддержки Программы посредством коммерческих проектов Центра ЮНЕСКО (концертной и лекционной деятельности, лотерей, туруслуг, продажи сувенирной продукции с символикой Центра и Программы и т.д.).

(2000)

(Маловичко И. С., Устинов Ю. М.)

Программа одобрена и рекомендована к реализации Федерацией клубов ЮНЕСКО России (КЮРОС)

——————————————————————————————————-

* * *

Наглотавшись злого снега,
Сокращая напрямки,
Спотыкался хохот века
О чужие сквозняки.

Звон посуды за стеною,
Песню громкую поют,
Я бы жил, с чужой женою,
Но куда тогда мою?

Друг вальсирует с метлою,
Брат — не дама, не валет.
Хохот века под полою
Прячет черный пистолет.

(2000).
Елена Горбачева

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Прокрутить вверх
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x