СЦИЛЛА И ХАРИБДА
Наивная педагогика
Хочешь, положим на полочку слева западный язык разъятия, анализа. Положим на полочку справа восточный язык смысловых резонансов, синтеза. Между Сциллой ортодоксальности и Харибдой эзотеризма прогуляемся по лезвию Любви, пронзительной до изначальности
Не яйцо и курица нас озаботят, а яйцо и цыплёнок, курица и цыплёнок, цыплёнок и цыплёнок. Между глухонемой наукой и балаганствующим искусством, между музыкой и прозой, между тобой и мной, на сочленениях дискретного и фрактального; там есть маленькая щёлочка.
Знаешь, почему лечит голодание? Оно заставляет организм переключаться на добывание энергии «из воздуха». Различные виды энергии, имеющие одну основу — преобразованное Любовью небытие,- добывают растения, животные, люди. То есть — производят.
Потому, что — потребляют.
видишь, я людей отделил от животных, но и каждая кошка знает, что высшие существа — это кошки, все остальные — более или менее удачные шутки природы. Любое живое существо — Центр Мира.
Мир существует в нём целиком, остается только «распаковывать» мир, двигаясь во времени и пространстве, резонируя всё новым синхронно с тобой стоящим во времени волнам предметов и событий, всё новым обособленно бегущим в пространстве волнам чувств и мыслей.
Духовное голодание человека, знаешь ли, не менее мучительно, чем физическое. Но и оно, если не ведёт к смерти, открывает новые горизонты энергий, если голодать чисто.
Катарсис — клизма души, антропософия может быть спокойна, трёхэтажного человека мы с тобой уже построили. Распаковали то есть.
попробуем теперь дотянуться до кнопки четвёртого этажа?
конечно, нет никаких кнопок. И этажей нет. Всё естественно и просто — когда прёшься между ортосциллой и эзохарибдой, обязательно продираешься сквозь антропософию, околачиваешь трансперсональную психологию, вязнешь в накатанных колеях обозначенных и пройденных путей.
Давай рули. Я грести буду. Эк мы нашлись с тобой: инь-янь, женское начало и мужское, я гребу, ты рулишь. Где же у нас Ребёнок? В какой щели? Между Адамом и Евой. Их влечение друг к другу и есть выражение энергии будущего ребёнка. Он выбрал себе родителей и соединил их.
Сейчас они его распакуют. Смысл распакуют; называется — Ребёнок.
пришёл Ребёнок и сказал:
(ничего он не сказал, он ещё говорить не умеет, ему это не надо, превращения в человекоживотное ещё не произошло, глубина одиночества ещё мала, тело требует физической пищи, но лишь для пребывания в себе, в сне, в изначальности и благости нерождённого мира).
Резонансная соцентровка миров, Миров — вот что такое Любовь. Эй, куда рулишь! Или — это самая узкая часть пролива?
ну да, соцентровка. Представь,- дерево. Каждая ветвь всё больше обособлена от ствола. Движение от ствола к ветви — разобщение, движение в обратном направлении — любовь. Но дерево — едино, у него, понимаешь, и корни есть. Так мы и живем, корнями вверх, к небу, к Богу, к Любви. Какой Ребёнок?
и вправду, вот он, путается под ногами, зачем это: любить Ребёнка? Какой это ствол, какие корни?
А просто: ещё один росток пошёл, ветвь, особь,
обособь.
Проще некуда, он от тебя идёт как от ствола, в месте соединения с тобой — и Любовь, и место обособления его. А сам ты — ветвь от ствола другого, который тоже — ветвь. И все социальные заботы — как это дерево стричь. Тьфу!
Кто грести бросил? Я? Рули давай. Дяденька Роден с меня скульптуру, видишь, ваяет. «Мыслитель» — называется. Я буду мыслить, а ты — рули.
Какое течение?
Это — Река Времени. Между Сциллой и Харибдой. Должны же быть у Времени хоть какие-то берега. Не матерись, Пенелопа. Я как раз о Ребёнке и думаю. Дай ему грудь, Мария. Нет, не руль, а грудь! Кто — бездельник? Я?!
ладно, наляжем на вёсла, так тоже думать можно.
— Па…
— Что? — говорю. Он показывает на мою Венеру слюнявым пальцем и улыбается: — Ма!..
Обозначает Любовь.
Я зову Бога-Сына и, улыбаясь, показываю Ему нас, человеков.
— Мы,- говорю.
Обозначаю Любовь.
Бог-Сын простирает ладонь над миром и улыбается Богу-Отцу.
Обозначает Любовь…
зачатый Ребёнок божественен. Теряя Божественное, изначальное, рождением своим и приспособлением к условиям становится он человеком.
Стать человеком — значит перестать быть Богом.
Именно эту жертву приносит Ребёнок-Бог, чтобы быть с нами. Давай поклонимся Ему, понимаешь? Вот Он — с нами.
Обкакался? Это всё — проделки тела. Тело и есть первая его несвобода, первая жертва. Пойми же ты, Кассандра, что т е л о пелёнки намочило, а не Душа, не Дух Святой. Пойми также, что если отделить душу от тела, оно какать не будет. Вон сколько душ вокруг летает, ни одна не напачкала.
Помочь Ребёнку сохранить божественное — будет несостоявшийся человек. Помочь Ребёнку постигнуть человеческое — погибнет в нём Бог.
Между Сциллой и Харибдой эта Река Времени.
между курицей и яйцом.
между двумя убийствами, между Богом и человеком, хотя и нет тут никакой дискретности, всё — легато между жизнью и смертью.
де она тут, педагогика, в какой Щели? Ау!
А она говорит: «Уа!» Опять обкакался, Господи!..
Знаки Детства — игры, лепет, запахи, радость и плач, оттенки кожи, движения и позы, «рефлекторные» танцы, одушевление игрушек.
Знаки Детства можно воспринимать посредованно, анализируя и раскодируя их, изучая и выстраивая в тексты. Но можно пребывать в себе и ребёнке одновременно — через Любовь, через соединение ствола и ветви, помнишь
Сцилла говорит:
— Между составными частями системы взаиморегуляции «Ребёнок-взрослый» осуществляются информационные взаимодействия, по типу близкие к резонансным.
Харибда:
— Мысль о человеке равняется постройке моста, если радостно, чисто, пристально и постоянно думать.
Трудный разговор.
Фотография конца 60-х годов.
(1993)(другие части этой рукописи я разыскиваю. Помогите, пожалуйста).
Рисунки Елены Горбачёвой.
Кликните по ним мышкой.