Многие из его мыслей-достижений и убеждений вошли в основу Тропы.
«Все, что делает воспитатель по отношению к воспитуемому, может делать воспитумый по отношению к воспитателю»
Борис Бим-Бад
» Знать и понимать ребенка означает знать и понимать его неустранимые потребности: в признании; к проявлению любви; к новому и увлекательному; к выполнению ответственной роли и т.д. Знать тайны детского одиночества и страхов.
Знать: каждый трудный ребенок – ребенок несчастный.
Главное, никого, никогда, ни на миг, даже в мыслях, не объявлять безнадежным. Вот на него похвалы не действуют. Мнение класса для него неважно. Никакое дело его не привлекает. Школьная премудрость для него не имеет ценности. Упреки и увещевания его не трогают. Предпочитает фантазии действительности. Агрессивен. Страдает навязчивыми дурными привычками.
Можно растопить такое, успевшее зарасти шерстью, заледенелое сердце? Можно. Можно играть с ним, исподволь знакомить с красотой творческого самовыражения, с игрой ума. Важно познакомить его с самим собой, дать заглянуть ему в тайники его собственной души. Признать ценность его личности, и без малейшего попустительства, не подавляя волю, терпеливо и настойчиво вместе с ним подготовить неожиданно интересный небольшой доклад, вместе с ним соорудить какую-нибудь табуретку, вместе с ним подготовить номер стенгазеты, вместе с ним решить головоломку. «Погоди, не торопись, не злись, все получится у тебя, дай время».
Помочь самому трудному, самому не принимающему помощи – значит найти в нем хоть какую-то «силинку», искренно восхититься ею. «Молодчага». Вовлечь в новые интересные занятия, как учебные, так и не учебные, где трудный мог бы проявить себя с лучшей стороны, дать небольшое отдельное задание, конкретное, не слишком трудное, но и не слишком легкое. Пусть будет малый, но самостоятельно заработанный успех.
Учить сопротивляться безнравственным влияниям – значит учить уважению к себе, ценить достоинство. Поощрять самоуважение – это значит относиться к человеку любого возраста как к важной, а вернее всего – самой, предельно высшей ценности, какая только существует в природе. И уважать не только силу, но и слабости, когда ребенок стремится их преодолеть…»
Борис Бим-Бад.
Ссылка на текст передачи Сергея Корзуна «Без дураков». Гость — Борис Михайлович Бим-Бад:
http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1752&binn_rubrik_pl_articles=176
Официальный сайт Бориса Михайловича: http://www.bim-bad.ru/