Недавно в комментариях от ghbdtn я получил несколько вопросов о Тропе на которые отвечал с трудом. Вспоминал юрины формулировки и добавлял свои. Но что может внятно сказать сам участник? Чтобы ответы на эти вопросы состоялись, я обещал опубликовать здесь первое, и пока, как я знаю, единственное научное исследование Тропы.
Текст довольно большой, я буду публиковать его частями.
А. В. Суворов. «Философия процесса или Педагогика Тропы»
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ТРОПА-2002 (БРАЙЛЕВСКИЙ ДНЕВНИК)
II. ОТЧЁТ О ВТОРОЙ КОМАНДИРОВКЕ В ТУАПСЕ (В СОКРАЩЕНИИ)
III. НА ТРОПЕ-2002 (РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОЕКТ «ДОКТОР ЛЕС»)
IV. ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНЫХ ВЗРЫВОВ. ВНЕШНЯЯ РЕЦЕНЗИЯ НА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОГРАММУ «ШКОЛА СПАСАТЕЛЕЙ»
V. ТРОПА-2003 (БРАЙЛЕВСКИЙ ДНЕВНИК)
VI. РЕБЯЧЬИ ВОПРОСЫ ИЗ МОЕЙ КНИГИ «СОВМЕСТНАЯ ПЕДАГОГИКА»
VII. ТРИ ВОПРОСА СУВОРОВУ
VIII. ОТЧЁТ О КОМАНДИРОВКЕ В ТУАПСЕ С 10 ИЮНЯ ПО 20 ИЮЛЯ 2003 ГОДА (В СОКРАЩЕНИИ)
IX. ПРИНЦИПЫ СОВМЕСТНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ТРОПА
X. Олег Гуров. ТРОПА-2003
XI. Олег Гуров. ПОХОД НА СЕМИГЛАВУЮ
XII. Олег Гуров. ИГРА В ЖИЗНИ ТРОПЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ I. Юрий Устинов. ВИЛОК СОВЕТОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ II. Ольга Мариничева. ВЕСТНИКИ РАССВЕТА
ПРИЛОЖЕНИЕ III. Я НЕ ТАКОЙ, КАК ВСЕ… (интервью Ю.М.Устинова журналу «Ступени»)
Летом 2002 и 2003, каждый раз по месяцу, я участвовал в работе детской экологической экспедиции, прокладывавшей в горах Туапсинского района Краснодарского края тр’опы для спасателей, туристов, просто людей, оказавшихся в горном лесу без троп’ы. Организация, основанная и руководимая Юрием Михайловичем Устиновым, так и называется — «Тропа», и весь психолого-педагогический процесс, возникающий по поводу прокладки спасательных троп, тоже носит название «Тропа».
Пользоваться брайлевским ноутбуком, который брал с собой в обычные лагеря, в условиях палаточного лагеря я не мог, поэтому дневниковые записи на Тропе делал от руки на бумаге, по Брайлю, то есть по рельефно-точечной системе для слепых. Потом долго не удосуживался ввести эти записи в компьютер. Но сделать это было необходимо, — там много деталей и размышлений, не вошедших ни в отчёты о тех командировках, ни в статьи-рецензии на официальные документы организации «Тропа».
В книгу «Философия процесса, Или педагогика Тропы» включены разнородные материалы, все вместе позволяющие составить, надеюсь, достаточно полное представление о психолого-педагогической системе организации «Тропа». В специально для книги написанном тексте я постарался проследить соответствие практики Тропы всем четырнадцати выделенным мною принципам совместной педагогики.
Поскольку расположение материала не случайно, книга целостна, и в этом смысле монографична. Хронология написания текстов совпала с логикой исследования: первый брайлевский дневник, первая теоретическая рефлексия в отчёте и статьях-рецензиях; второй брайлевский дневник, и новый виток теоретической рефлексии. В то же время каждый текст имеет самостоятельную логику, внутренне самодовлеющ. Поэтому я предпочёл, чтобы тексты между собой перекликались, но не пошёл на разрушение (во избежание повторов) внутренней логики каждого текста в отдельности.
Кроме того, полагаю, что в исследовательской работе, как и в поэтической, допустимы рефрены. Повторяется нечто существенное, то, что ради целостности представлений надо _ПОСТОЯННО_ иметь в виду, держать в поле внимания, помнить. Переклички рефренов-повторов должны напомнить то, что именно в данный момент разговора существенно из уже сказанного ранее. Иначе может потеряться общий контекст, и автор, как говорится, будет вынужден доказывать, что он «не верблюд».
I. ТРОПА-2002
(БРАЙЛЕВСКИЙ ДНЕВНИК)
10.07.2002.
На вопрос, почему не все вместе, а в трёх (или сколько понадобится, смотря по общему числу участников экспедиции) соединённых полевым телефоном палаточных лагерях, я пока получил только один вразумительный ответ: чтобы количество членов одной группы не было чрезмерным. (Группой здесь, насколько понимаю, предпочитают называть коллектив.) Готовясь к командировке, я уже читал у Юры в интервью журналу «Ступени», что в группе не должно быть больше десяти — двенадцати человек. Двенадцать — максимальный оптимум *).
———————
*)Осенью 2002 в письмах Юрий Михайлович уточнил, что — пятнадцать; я процитировал это в рецензии на программу «Доктор Лес» (см. ниже); позже мы не раз возвращались к этому важному вопросу.
В частности, Юрий Михайлович пояснил: «Если отставить в сторону нумерологию, то это — просто общинный масштаб, столько детей этого возраста обычно бывало в общине. Да ещё там важно было — ЧЕЙ. С тех времён даже фамилии такие своеобразные остались: Петровых, например».
—————————————-
Дальше уже чрезмерно, однако ещё терпимо — до восемнадцати. Ещё больше — уже масса, в которой отдельная личность теряется.
Итак, маленькие палаточные лагеря — прежде всего для душевного комфорта ребят. Благодаря этому душевному комфорту, непотерянности в массе, штучности — можно надеяться на максимальное раскрытие личности, на максимальный личностный рост. Обеспечить этот личностный рост — вторая психолого-педагогическая функция маленького лагеря *).
———————
*)Юрий Михайлович использует термины «масштабирование личности» и «масштабирование группы». Одно связано с другим. В чрезмерно многочисленной группе личность теряет свой масштаб. Очень ёмкое понятие — масштабирование, учитывает всю сложность процесса. Когда я вёл этот дневник, мне термин «масштабирование» уже был известен по текстам Юрия Михайловича, но я его ещё не осмыслил и потому не готов был употреблять.
Юрий Михайлович пояснил ещё в позднейшей переписке со мной: «»Дюжина» — тоже не случайное понятие и слово. В лагере должно быть столько людей, чтобы они могли себя полностью самообслуживать, да ещё и работать — делать дело за пределами самообслуживания. В лагере должно быть столько, сколько «сдюжит», сможет. Зачем больше? Действительно, потеряться можно.
Пожалуй, я говорил о масштабировании группы. Масштаб группы и масштаб личности — понятия разные, где первично масштабирование группы, результатом которого является, в том числе, как минимум, сохранение масштаба личности».
—————————————-
Значение цепочки лагерей я оценил в полной мере, когда Олень вёл меня сюда *).
———————
*)Думаю, я всё же переоценил свою тогдашнюю проницательность…
—————————————-
Первую ночёвку мы сделали на месте самого первого лагеря нынешней Тропы. Там сейчас никого нет, но цела костровая площадка, настил для грузов и (или) установки палаток (Олень поставил палатку на земле, на горном склоне входом вверх, что оказалось очень затруднительно для меня: в палатку я вваливался кувырком, а выбраться не мог — заваливался назад *)).
———————
*)Когда мы вспоминали этот переход, Олень пояснил, почему поставил палатку на грунт: оставшийся настил был слишком велик для маленькой двухместной палатки. Да и просто опыта не хватило: мальчику шёл на тот момент пятнадцатый год, и он ещё только мечтал научиться у Лётного делать настилы и ставить на них палатки.
Ну, я не в претензии: есть что вспомнить. Утром помочь нам пришли двое ребят, старшему не больше двенадцати, младшему — около десяти. Помню, как они присели на корточки у входа в палатку, а я пытался выбраться, а их общего веса не хватало, чтобы вытащить из палатки мою тушу… Великолепный повод для самоиронии.
—————————————-
Затем тяжелейший (из-за грунта, превращённого трактором в вязкое месиво) переход в нижний (базовый) лагерь «Т.Д.», где вторая ночёвка. И наконец, короткий рывок в лагерь «Тихий» — самый верхний пока. Рядом с «Т.Д.» есть ещё «Зелёный», самый маленький, — это, по выражению Юры, «зал ожидания отъезда» тех ребят, которым на Тропе не понравилось *).
———————
*)Потом Юрий Михайлович сообщил мне статистику: таких, кому на Тропе не понравилось, бывало до шести процентов в год.
—————————————-
Цепочка лагерей имеет и хозяйственное значение. Между лагерями организован челночный грузопоток. А так же между всей системой лагерей и городом. Но эту-то пуповину, если я правильно понял Юру, администрация города и перехватила. В городе экспедиции никто не помогает — всем организациям и даже отдельным людям, делавшим это раньше, административно помощь экспедиции запрещена. Юра называет это «Блокировкой Тропы». Члены экспедиции вынуждены снабжать себя сами. Раз в четыре — пять дней ребята вынуждены спускаться в город за продуктами. Выйдут утром, вернутся вечером. Сейчас, говорят, это составляет сорок километров туда и обратно. И это нагрузка на детей от девяти до пятнадцати лет. Юра сказал, что блокировка Тропы уже спровоцировала ежедневные экстремальные ситуации. Вчера, например, ходили ввосьмером (вместе с Юрой) в город за продуктами, вернулись абсолютно измотанные *).
———————
*)Юрий Михайлович, читая мой дневник, подчеркнул: «Экстремальные — по меркам Тропы. Мне кажется, что это важно объяснить, а то получается текстовой фильм ужасов в этом месте. Никто не падал бездыханным, просто сильно уставали, иногда — очень сильно. Но никто не роптал, наоборот — пойти в грузовой челнок было желанно и престижно».
Что касается «экстремальности по меркам Тропы», я понимаю эту оговорку Юрия Михайловича так, что всё же на Тропе были дети и подростки. Но _ТЕМ БОЛЕЕ_ крайней подлостью было блокировать Тропу, административно лишать её какой бы то ни было поддержки из города!
—————————————-
Олень, тоже ходивший в этот поход, а перед тем в течение трёх дней ведший меня в лагерь, сейчас лежит пластом, отсыпается. Половина снабженцев вымоталась, и остальным, в том числе Оленю, пришлось тащить на себе по два рюкзака.
Сегодня один из немногих взрослых, Лётный, отправлен в больницу — надорвался, поднимая чрезмерную тяжесть (надорвался не сегодня, когда-то, а сейчас от переутомления это сказалось). Всего этого могло бы не быть, если бы в городе была какая-то поддержка экспедиции, были люди, обеспечивающие грузопоток.
Однако отступать некуда. Надо было бить отбой в мае, самое позднее, а теперь куда девать уже приехавших ребят, чем, кроме Тропы, занять?
Продолжение следует.