А. В. Суворов. «Философия процесса или Педагогика Тропы».
(продолжение 24).
..Главный итог _МОЕЙ_ Тропы-2003 — _Я НАБЛЮДАЛ ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППЫ_, то есть коллектива, _И ПРИНИМАЛ ПОСИЛЬНОЕ УЧАСТИЕ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ_. Редкая удача для любого психолога-теоретика. Шутка ли — потрогать руками святая святых: _ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА_! В брайлевском дневнике я выделил для себя _ШЕСТЬ_ факторов этого процесса, — их _ИЕРАРХИЮ_:
1. Личность руководителя.
2. Фронт работ, задаваемый руководителем.
3. _ОТБОР_ ребят по критерию их отношения к этому фронту работ: хотят — не хотят работать.
Особо подчёркиваю: это — вместо обычной педагогической абстрактной уравниловки. Мол, всех любим одинаково, все одинаково хорошие. И боязнь, как огня, «любимчиков».
Нет! Отбор — расслаивание группы, или её «переструктурирование», как это называет Ю.М.Устинов, — способ создать _ПЕРСПЕКТИВУ РОСТА_. В условиях уравниловки расти некуда. И незачем. Уравниловка — средство обезличивания. Оболванивания. Я — категорически за отбор как эффективное воспитательное средство.
К тому же, хотим мы того или нет, отбор неизбежен, осознаётся нами это или трусливо затушёвывается. Вот только, если не осознаётся, отбор может пойти по нежелательному критерию… По какому-нибудь не очень нравственному… Например, высосут из пальца «программу», кто участвует — тот активный, кто нет — пассивный. Тоже отбор. И ни проблеска мысли о том, стоит ли того «программа», чтобы в ней участвовать. Может, на самом-то деле в «элиту» попадают («выпадают»!) именно «пассивные»? Сам я, честно говоря, всегда таким «пассивным» был… Плевал на пионерскую, комсомольскую «активность», зато книжки активно читал, потом и писать их ретиво начал…
4. Закон Крика (он же закон взаимопомощи).
5. _ГРУППА_, формирующаяся под воздействием всех предыдущих факторов: под влиянием (не давлением!) личности руководителя; _ПО ПОВОДУ_ фронта работ; _ВСЛЕДСТВИЕ ОТБОРА (ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА)_; вследствие неукоснительного соблюдения закона Крика.
6. _ПЕДОКРАТИЯ_, то есть власть детей, _КАЖДОГО_ ребёнка, но не _ОХЛОКРАТИЯ_ — власть толпы, черни, в данном случае — детской. Педократия может впервые возникнуть как результат сопротивления охлократии.
Это не всё. Одновременно действующих факторов, формирующих группу, очень много, — справедливо заметил в беседе со мной на Тропе Юрий Михайлович. Он их перечислил, но я не смог запомнить. Я выделил для себя и расположил в порядке значимости, то есть в иерархическом порядке, _НЕКОТОРЫЕ ФАКТОРЫ_. В этой иерархии надо ещё найти место, например, упоминавшейся Устиновым в беседе со мной _ИГРЕ_. В письмах ко мне Юрий Михайлович писал это слово с большой буквы. На одном из этапов становления нашего коллектива группа была разделена на три «государства» — «две монархии и одну республику». Это, разумеется, была ролевая игра. Королём «трёх мушкетёров» был Лётный, а королём «МЧС — Маленького Человечества Спасателей» — Олень. Республика — РПС: Работа, Помощь, Спасение (С, как специально пояснил мне Юрий Михайлович, можно прочитать и как «скромность»). Постепенно РПС вбирала в себя население «монархий», пока в каждой из них не осталось по одному человеку вместе с королём. Я был гостем и в монархиях, и в республике — представителем какого-то другого, б’ольшего мира. В это поиграли с недельку…
…_ТРОПА НЕИСЧЕРПАЕМА_.
21 — 23 июля 2003
IX. ПРИНЦИПЫ СОВМЕСТНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ТРОПА
Работая над докторской диссертацией, я выделил четырнадцать принципов совместной педагогики — теории и практики совместного воспитания здоровых и больных, вплоть до инвалидности, детей. Многовато, конечно, принципов, — большинство является производным от немногих основных, но этим производным аспектам я придавал такое значение, что решил подчеркнуть их приданием «статуса принципа».
Где бы я ни работал с детьми, я не мог не оценивать эту практику с позиций принципов совместной педагогики. И смирился с тем, что в любой практике они работают не все. Какие-то работают, какие-то — нет. Ну что ж, идеал, как известно, недостижим… В какой практике заработает больше принципов, та и лучше.
Однако на Тропе я почувствовал, что её практика близка к идеалу, как ещё нигде и никогда на моей памяти. Предварительно, без тщательного анализа, выходило, что в этой психолого-педагогической практике работают, задействованы все четырнадцать принципов совместной педагогики. Ниже я специально отследил задействованность на Тропе каждого принципа — и предварительный вывод полностью подтвердился.
1. ПРИНЦИП ВЗАИМНОЙ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ
На Тропе это прежде всего разнообразная взаимопомощь (в том числе и Закон Крика), без которой сколько-нибудь безопасная жизнь в горах невозможна. Большинство следующих принципов эту взаимопомощь конкретизирует.
Взаимная человечность предполагает и защиту от носителей бесчеловечного, агрессивного, охлократического начала, противостоящих педократии — власти детей. Защита эта бывает по необходимости весьма жёсткой, — как это особенно видно из материалов моего второго дневника, — но ведь иначе — гибельный хаос. Педократия пытается ассимилировать, подчинить законам тропяного созидательного общежития носителей анархо-охлократического разрушительного начала, или хотя бы по возможности обезвредить, нейтрализовать их. Педократия защищается, обсуждая разрушителей на ежевечерних разборах и подвергая их разгрузке — лишению права на труд, а тем самым — наказанию скукой. (Вот бы подвергнуть пожизненной разгрузке всех тех наших политиков и чиновников, которые — инвалиды совести!) Так что человечность получается поистине взаимной: не хочешь по-хорошему — не посетуй, если придётся поскучать…
По-хорошему будущий состав тропяной группы должен отбираться заранее, что и делает руководитель Тропы, Юрий Михайлович Устинов, в течение учебного года. Если бы с его отбором всегда считались на местах, то и педократия с самого начала возникала бы без особых пробуксовок, и защищаться от разрушителей не приходилось бы, поскольку эти разрушители на Тропу бы просто не попадали. Олень ещё застал эти благоприятные условия, а в те два года, что я был на Тропе, за её счёт на местах решали свои проблемы, сплавляя на Тропу не тех, кого просил прислать Устинов, а тех, без кого хотели «отдохнуть». Устинова же ставили перед фактом, и ему приходилось работать с наличным составом. Это создавало весьма сложные условия для возникновения педократии, но она всё-таки рождалась, хоть и в муках, которых при нормальном составе могло бы не быть…
Тропа — это не только прокладывание троп в горных лесах, но и, прежде всего, школа юных спасателей. По-человечески она бы должна быть одним из кадровых резервов МЧС — Министерства Чрезвычайных Ситуаций. В качестве такого резерва Тропа рассчитана, вообще-то, на элитный ребячий состав. Этот-то элитный состав и отбирал Устинов в течение учебного года. А получал — особенно в 2003 году — социальных инвалидов…
Но ведь недаром Устинов назвал свою педагогику «социо-культуро-природной терапией». И поскольку наличный социально-инвалидный состав был всё-таки не совсем безнадёжным, терапия срабатывала — и возникала в конце концов более-менее жизнеспособная педократия *).
———————
*)В переписке Юрий Михайлович пояснил свой принцип отбора детей на Тропу:
«Состав всегда условно можно разделить на тех, кому нужна помощь, и тех ребят, которые могут её оказывать. Дети помогают детям — главный принцип Тропы. Потому за год отбирались и те, и эти. Я старался найти не только юных спасателей, но и тех, кому, по моим понятиям, может помочь только Тропа».
Вот именно — «условно». Нуждающимся в помощи и помогающим мог быть в разное время, а иногда одновременно, один и тот же человек. Например, Олень первоклассником попал под машину, Перенёс тяжёлую операцию, после которой долго восстанавливался, в том числе на Тропе; постепенно он стал на Тропе одним из самых помогающих. Ну, а я, будучи инвалидом, одновременно нуждался в помощи — и оказывал её.
—————————————-
Ребята попадали в условия, властно требующие от каждого «быть человеком» здесь и сейчас, а не когда-то в будущем «становиться». А на Тропе, как и везде в нормальном человеческом обществе, быть человеком — значит прежде всего быть тружеником, не понарошку, а взаправду. Словом, подтверждается известная истина, что труд создал человека *).
———————
*)Юрий Михайлович улыбнулся по электронной почте: «Вечный, десятилетиями разговор на разборах: работа формирует отношения, или отношения формируют «рабочесть». Так и не успели разгадать эту загадку».
Жаль, что меня не спросили об этом на Тропе в порядке «Трёх вопросов». Я бы ответил: и то, и другое. Работа предполагает определённые отношения, при которых она только и может быть успешной, а эти отношения порождают «рабочесть».
—————————————-
2. ПРИНЦИП ВЗАИМНОЙ НАДЁЖНОСТИ
Психолого-педагогический процесс Тропы возникает по поводу общей работы — прежде всего, прокладки тропы в горном лесу. Успех всякого общего дела предполагает взаимную надёжность участников. Надо, чтобы рядом с тобой работали люди, на которых ты можешь положиться. Дефицит взаимной надёжности сразу же сказывается на результативности общего труда. Опять-таки — будь человеком!
Я лично обрёл на Тропе одного из самых надёжных людей в своей жизни — Оленя. Сначала он за руку привёл меня в горы, а теперь, как говорится, покоит мою старость — живёт со мной. И сам, опираясь на мою посильную поддержку, продолжает личностно расти. Так что надёжность у нас с Оленем действительно взаимная.
Продолжение следует.