А. В. Суворов. «Философия процесса или Педагогика Тропы»

А. В. Суворов. «Философия процесса или Педагогика Тропы»

(продолжение 15)
Звеном, вносящим в подростковую среду нормальную, позитивную социально-нравственную ориентацию, могут быть, по мысли Ю.М.Устинова, другие подростки с примерно тем же жизненным опытом, «такие же, как мы», однако социально-нравственно ориентированные правильно. И прежде всего — они. В интервью журналу «Ступени» Ю.М.Устинов говорит журналисту:
«- Нет возможности взять готовых педагогов и переквалифицировать их, потому что, как правило, педагог, который закончил вуз и идет к детям, чувствует себя _ЦЕЛЬЮ_. А у нас приходится быть _СРЕДСТВОМ_. Нужно находить 10 — 12-летних педагогов и давать вырасти им в этой системе отношений. В системе, в которой состояние воспитанника может быть поощрением, а вина воспитанника — это вовсе не вина, а общая беда его и воспитателя и т.п.» (Юрий Устинов. Золотой мотылёк. Петрозаводск, 1998.)

Снова не могу удержаться от аналогий.

1. В совместно-разделённой предметной деятельности у А.И.Мещерякова педагог тоже должен быть средством решения детских проблем, а никак не самоцелью. То, что педагог — именно средство, ученик А.И.Мещерякова А.В.Апраушев подчеркнул добавлением ещё одного прилагательного: не просто «совместно-разделённая», а «совместно-разделённая _ДОЗИРОВАННАЯ_» деятельность. Об этой «дозировке» специально пишут и А.И.Мещеряков, и Э.В.Ильенков. Речь идёт о дозировке активности учителя: чем активнее ученик, тем учитель должен становиться пассивнее. Важно не пропустить момент, когда ученик пытается — как бы то ни было неумело! — «помочь» учителю осуществить их совместную деятельность. Пропустишь первую такую попытку — рискуешь следующей уже не дождаться, и вырастет «послушное», «удоборуководимое» существо. Бесконечно важно, как пишет Э.В.Ильенков, не пропустить момент, когда учитель должен «ослабить руководящее усилие». А это и значит, в терминах Ю.М.Устинова, быть средством детского развития, а не самоцелью…

Педагог и журналист Михаил Кордонский поставил передо мной проблему, что сироты с младенческого возраста не способны к самостоятельной деятельности. Делают что-либо только в присутствии учителя, в отсутствие — нет. И вообще не могут действовать целенаправленно, а лишь реагируют на внешние воздействия, вроде флюгера: куда ветер дует, туда флюгер и поворачивается. Может быть, в том как раз дело, что когда-то этими ребятами «переруководили», вовремя не ослабили Юрий Устинов Тропа«руководящего усилия»? М.Кордонский обращался с этой проблемой к учёному Б.Г.Херсонскому, и тот не смог обнадёжить своего собеседника, дать рекомендацию, как эту проблему решить. Э.В.Ильенков тут тоже далёк от оптимизма: он прямо говорит и подчёркивает, что если пропустить момент необходимости «ослабить руководящее усилие», то этот благоприятный момент может больше не повториться, и он окажется не просто пропущен, А _НАВСЕГДА УПУЩЕН_. Иными словами, сделать уже состоявшееся послушное, удоборуководимое существо инициативным — мягко говоря, проблематично… Поезд ушёл.

И Ю.М.Устинов тоже не всегда оптимистичен. В документе о профилактике детской наркомании он пишет:

«Следует отметить, однако, что именно компенсация культурной депривации является особенно трудным делом, отдаленные результаты этой работы не являются стойкими, как того хотелось бы».

Вроде бы о другом, но и об этом тоже — о том, что не все последствия депривации, в том числе не все промахи учителей, обратимы. Бывает, увы, и невосполнимый ущерб, и особенно невосполним тот ущерб, который причинён детскому развитию в раннем возрасте, в начале пути…

2. Весь наш дальнейший разговор — о роли десяти — двенадцатилетних педагогов, из которых как раз и состоит «Школа спасателей». Но сначала аналогия. Анализируя проблемы развития слепоглухих ребят, я тоже пришёл к мысли о необходимости как можно более широкого общения этих ребят со зрячеслышащими сверстниками, а так же детьми-инвалидами других категорий. И назвал такое преодоление связанной со слепоглухотой социальной депривации — через общение и по возможности общую жизнь с другими детьми, по ту сторону забора детского дома для слепоглухонемых, — «совместной педагогикой». Естественно, имея за плечами такой опыт, я не мог не воспринять и педагогику Ю.М.Устинова как вариант совместной педагогики, и притом вариант, реализующий её так полно, как никакой другой, в том числе реализуемый мною самим.

В процитированном интервью речь идёт о создании Центра восстановления и развития личности (ЦВИРЛ). Это самый ранний известный мне проект «Школы спасателей». Называться учреждение может по-разному, а суть — создание группы ребят, способной оказывать позитивное социально-нравственное влияние на подростковую среду, инициировать в этой среде позитивные социально-нравственные процессы, прежде всего — процессы взаимопомощи в самых разнообразных её проявлениях, вплоть до взаимопомощи между относительно здоровыми детьми и детьми-инвалидами, чем занимается Детский орден милосердия и множество других «родственных» организаций, участвующих в Движении детского милосердия. В программе «Школа спасателей» читаем:

«Группа «Школа Спасателей» — стационарное полифункциональное детское объединение, где одной из важнейших внутренних установок является социотерапевтическая деятельность группы относительно сверстников, с которыми она постоянно вступает в открытый контакт, самоорганизация детской среды на основе принятых группой ценностных ориентиров и целевых установок. В связи с этим, существенным моментом является принцип социального равенства в стартовых возможностях членов группы «Школа Спасателей» и детей, вступающих с ней в контакт, что, безусловно, предусматривает для группы «Школа Спасателей», вкупе с моделью домашнего, «семейного» существования, модель социально автономной группы (общины), когда группа живёт по принципу полного самообслуживания, в том числе бытового».

Как уже упоминалось, в такой общине, руководимой Ю.М.Устиновым, я прожил месяц в июле — августе 2002, в горном лесу в Туапсинском районе Краснодарского края. Ребёнок там — не «объект педагогического воздействия», а субъект всех происходящих в общине процессов, и основной закон взаимоотношений в общине — именно взаимопомощь. Поэтому душевно в ней чувствуешь себя комфортно, как нигде. Там буквально отогреваешься душой, и снова ощетиниться, снова объявить войну всему окружающему миру, после опыта жизни в такой общине — сложно… Ибо возникает ориентир, позволяющий уже отличить социально-негативные явления от социально-позитивных, носителей положительных или отрицательных ценностных ориентаций. Окружающий мир уже не весь чужой и враждебный, а только частично. Полностью же родным, своим окружающий мир не может быть ни для кого из нас — пока в нём существует насилие. (Вот он, основной источник социальной депривации!) Но важно, что окружающий мир в наших глазах дифференцируется, и сами себя мы относим к той его части, которая так или иначе насилию противостоит. _МЫ СТАНОВИМСЯ АКТИВНЫМИ УЧАСТНИКАМИ СОПРОТИВЛЕНИЯ НАСИЛИЮ_.

Программа «Школа спасателей» и есть программа сопротивления насилию в детской среде. Что касается её «полифункциональности», то Ю.М.Устинов перечисляет:

«Программа синтетически сочетает в себе:

«- оказание практической помощи детям, терпящим различные виды бедствий, находящимся в угрожаемом положении, трудной жизненной ситуации;

«- инициирование в детской среде движений с позитивной социальной направленностью;

«- профилактику детской безнадзорности, преступности, наркозависимости;

«- поддержку ребенка в трудной жизненной ситуации, в кризисе или конфликте;

«- создание безопасных, свободных от насилия и дискриминации детских сред и сообществ;

«- активное побуждение их к поиску позитивных жизненных ценностей на основе принципов культуры мира и ненасилия;

«- возможность информационно-методической координации на региональном уровне всех заинтересованных (и пока разрозненных) ведомств помощи детям, терпящим социальные бедствия: детям из неблагополучных семей, беспризорным, жертвам жестокого обращения, в одиночку противостоящим влиянию криминальных групп, детям из семей беженцев, мигрантов и т.д.;

«- подготовку кадров (включая раннюю профессиональную ориентацию) для работы в сфере социальной, экстремальной педагогики и спасательных мероприятий, социальной инженерии и технологии;

«- проведение исследовательской и научно-практической работы в сфере деятельности программы, разработку моделей социальной адаптации детей, находящихся в состоянии социального бедствия».

Такой полифункциональностью обусловлено то, что «Школа спасателей» оказывается телом «многонога» — весьма разветвлённой структуры. К программе приложены две схемы, но через мой дисплей они не воспринимаются. Поэтому я попросил Ю.М.Устинова описать эти схемы словами. Его описание достаточно ярко иллюстрирует, что же такое «Школа спасателей» и какова её деятельность. Привожу описание схем полностью — чтобы не переписывать всю программу, а также вставляю для зрячих сами схемы:

«В центре схемы» (структурной. — А.С.) «обозначено основное деятельностное звено Программы — детская группа «Школа Спасателей».
Александр Суворов  Философия   процесса или Педагогика Тропы«К ней примыкают, вместе с ней и — или для неё работают: Группа административно-хозяйственного обеспечения, Служба экстренной социально-педагогической помощи (круглосуточная), автор, или уполномоченный им представитель авторской группы — обеспечение сбалансированной работы всех элементов программы, иначе будет бардак среди не ведающих, что творят.

«К основной группе примыкают: социальный профилакторий для детей, находящихся в пограничном состоянии, нуждающихся в контактах с «хорошей командой» и, возможно, вхождении в неё и _ДОСУГОВАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ ПЛОЩАДКА_ — место открытого контакта с окружающей детской средой, место для опознания основной группы, её стилистики, уклада жизни, ценностных ориентаций и прочего. Для беспризорных — возможность погостить в «ШС» без обязанностей, но и без проникновения внутрь быта группы.

«Вот — вторая, функциональная схема, отражающая динамику взаимодействия ребёнка «со стороны» и группы, ведущей программу.

Философия   процесса или Педагогика Тропы«Функциональная схема ?1. (группа «ШС» и ребёнок, вступающий с ней в контакт):

«1. Информация о группе.

«1.. Распознавание содержания жизни и деятельности группы, сравнение собственного социального опыта с опытом группы «Школа Спасателей», исследование ребёнком (группировкой) опыта группы в совместной деятельности.

«2.. Возникновение дилеммы о принятии или отрицании ребёнком (группировкой) уклада, стиля и ценностных ориентаций группы.

«Далее в схеме — веер стрелок к возможным решениям этой дилеммы, среди которых: сотрудничество с группой; пассивное отрицание, уход; активная конфронтация; попытка переориентировать собственную микрогруппу на жизнь по «новым законам»; включение в состав собственно «ШС»; участие в создании «дочерних» структур, объединений «по интересам»; другие варианты».

Таким образом, полифункциональность «Школы спасателей» — не декларации. Так или иначе — в зависимости от условий, обстоятельств, в том числе политического и экономического характера, — Ю.М.Устинов и его ребята всё это делают с 1966 года. Они делом доказали, что умеют это делать. Эта работа — не что иное, как профилактика социальных взрывов, от которых Россия так много пострадала, особенно за последние сто лет. Преступно такой работе мешать. Если российское общество намерено выжить, а не покончить в очередной раз, в очередной революции, самоубийством, то оно просто обязано эту работу поддерживать всячески — и на государственном уровне, и на уровне спонсорской помощи, и на уровне общественных движений ненасилия, для которых идеи программы «Школа спасателей» могут и должны быть базовой идеологией.
Юрий Устинов   Тропа Школа спасателей

Продолжение следует.

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Прокрутить вверх
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x